Сервисное обучение для педагогов

Опыт распространения сервисного обучения (СО) в Германии показывает, что важной составляющей такой работы является интеграция семинаров в формате СО в программы обучения и подготовки педагогов. Речь здесь идёт, в первую очередь, о профессиональном педагогическом образовании (на уровне университетов и колледжей).

+ Вклад в распространение формата

Логика здесь понятна. Практикующих педагогов, имеющих опыт работы в системе образования и своё представление о задачах педагогической практики и выстроенную «систему» педагогической работы, сложнее вовлечь в «эксперименты» с форматом, требующим кооперации со специалистами, не имеющими отношения к сфере образования. В силу такого рода субъективных факторов, а также объективно имеющей место трудозатратности сложно рассчитывать на широкий отклик и безграничный энтузиазм педагогов в отношении СО.

Гораздо продуктивнее использовать инициативу педагогов, для которых внедрение формата в свою практическую деятельность может представлять интерес, для создания курсов для будущих педагогов, позволяющих последним:
- «изнутри» почувствовать и понять механику учебного процесса СО,
- получить собственный опыт участия в социально значимых проектах в его рамках и, что наиболее важно, 
- получить опыт работы и взаимодействия с «внешними» партнёрами.

В перспективе такое близкое «знакомство» с концептом может стать предпосылкой его использования студентами-педагогами в собственной работе и таким образом будет содействовать его распространению.

+ Вклад в практическую подготовку будущих педагогов

Помимо такой прагматики, очевидно, разворачивание СО в программах педагогического образования может внести весомый вклад в повышение его практико-ориентированности. К сожалению, «производственная» практика студентов-педагогов в школах носит зачастую исключительно «социализирующий» (если не сказать формальный) характер. В большинстве случаев учащимся разрешается смотреть и слушать, а потому весьма редко удаётся получить реальный и многосторонний опыт разработки и проведения учебных мероприятий (уроков / занятий) с использованием разнообразных подходов и методов. И, наверняка, мало кто будет спорить с тем, что школы и работающие в них учителя лишь за небольшим исключением активно занимаются проблематикой современных учебных форм, знакомство с которыми не было бы лишним для учащихся педагогических специальностей. Организации социального и культурного (в том числе образовательного) сектора могут быть хорошей площадкой для пробы сил в этом направлении на материале реальных проблем и задач. Эти, последние, разумеется, должны носить преимущественно образовательный характер.

+ Вклад в развитие организаций социо-культурной сферы

При должной смелости педагога, организующего проект СО, учащиеся получают возможность оказать содействие общественным организациям в разработке, реализации и / или оценке их образовательных и культурно-просветительских программ, проектов, мероприятий. Если мы допускаем возможность включения СО в обучение на «старших» курсах (3-4 год обучения по бакалавриату или магистратура), то студенты будут уметь достаточный уровень готовности, чтобы принимать участие в проектах (небольших и масштабных), которые являются важными с точки зрения целей и приоритетов деятельности некоммерческих организаций, но для «запуска» которых у них недостаточно ресурсов.

Примерами таких проектов могут быть:
- Разработка и проведение семинара для школьников по улаживание межличностных конфликтов.
- Подготовка школьников для курирования учащихся начальной школы по различным предметам.
- Разработка и проведение тренинга по вопросам педагогической психологии для родителей.
- Подготовка обзора «внешних» ресурсов (потенциальных партнеров и возможных активностей) для школы переходящей в категорию «школа полного дня».
- Разработка и проведение тренинга по теме «Самоорганизация в старшей школе» для учащихся гимназии.
- Внедрение (междисциплинарных) учебных портфолио для учащихся начальной / средней / старшей школы.
- Профориентационная работа со школьниками, в том числе тренинги по планированию карьеры, составлению резюме и профессиональных портфолио работ, прохождению собеседований и т.д.

Эти примеры взяты нами из практики профессора Анне Сливка, интервью с которой я публиковал в одном из постов. Разумеется, круг учреждений-партнёров не ограничивается лишь школами. Студенты-педагоги могут участвовать в работе с самыми различными категориями населения и организациями, разрабатывая и проводя, например:
- семинары по новым информационным технологиям для пожилых людей / дошкольников / инвалидов;
- семинары и тренинги (например, по лидерству, командообразованию, коммуникации и проч.) для добровольцев благотворительных и других некоммерческих организаций;
- культурно-просветительских мероприятий для всех типов НКО от экскурсионных программ и массовых культурно-образовательных мероприятий (конкурсов, деловых игр и т.п.) до семинаров по здоровому образу жизни, защите животных, окружающей среды и т.д.
- оценка результативности различного рода образовательных мероприятий и проектов.

+ Вклад в профессиональное развитие будущих педагогов

 Участие студентов в таких проектах соответствует зафиксированным в образовательных стандартах нового поколения профессиональным задачам, подготовка к решению которых является целью образовательных программ по педагогическому направлению (далее цитируется по тексту образовательного стандарта):
«Педагогическая деятельность:
- обеспечение образовательной деятельности с учётом особых образовательных потребностей;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями. [...]
Проектная деятельность: 
- проектирование содержания образовательных программ и педагогических технологий с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы.[...]
Исследовательская деятельность:
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.
Культурно-просветительская деятельность:[...]
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп».


СО позволяет организовать учебную деятельность, ориентированную на подготовку к перечисленным видам профессиональной деятельности. При этом подготовка будет приходить не просто в режиме «ознакомления» и «введения», но может иметь полноценную практико-ориентированную модальность с акцентом на рефлексию собственной деятельности. Эта способность является одной из ключевой для современного педагога как эксперта-предметника и эксперта-методиста, не только владеющего знаниями в определённой области, но и умеющего организовать процесс освоения этого знания и формирования на его основе предметных и методических компетенций. Только систематически размышляя о своей профессиональной деятельности, педагог может изменять свою повседневную практику и развиваться как профессионал.

Как уже неоднократно отмечалось, упор на рефлексию - основа формата СО. В его рамках студенты получают возможность не только индивидуально размышлять над коллизиями разработки и реализации образовательного проекта, но и получить обратную связь и оценку своего вклада в проект, а также продуктивности и конструктивности взаимодействия с другими от коллег-студентов, педагогов, сотрудников организаций-партнёров и адресатов проекта. В ходе обсуждений с ними могут выявиться аспекты и точки зрения на проект, которые не были очевидными для самого учащегося, но были важны для других участников. Такая индивидуально-коллективная рефлексия совместной работы над проектом является важной составляющей опыта участия в смешанных профессиональных сообществах и вносит важный вклад в понимание будущими педагогами общественной значимости их профессиональной деятельности и важности социальных взаимодействий для её осуществления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий