Сервисное обучение как образовательная технология

После слегка затянувшейся паузы продолжаю тему сервисного обучения (СО). Вы, наверняка, уже обратили внимание, что в своих постах я использую в отношении СО понятие «формат». В этом посте я хочу сказать несколько слов в обоснование такого словоупотребления. 

Сегодня в приложении к различным формам обучения очень модно употреблять термин «образовательная технология». Во многих случаях такое определение представляется не вполне корректным. В отношении СО также можно утверждать, что его реализация / внедрение не подходит на все 100% под критерии технологизации, то есть рационализации деятельности обучения и приведения её в вид, характеризуемый следующими признаками.

1) Расчленение процесса деятельности на отдельные операции, этапы, фазы.

Технология предполагает алгоритмизацию деятельности и поэтому может быть многократно использована (воспроизведена, тиражирована) при решении сходных задач. Алгоритм предполагает выполнение операций и процедур деятельности (а) в фиксированной последовательности; (б) в запланированных пространственно-временных интервалах; (в) на основе применения строго определенной / заданной техники. 

Реализация СО предполагает деление учебного периода на несколько этапов или фаз, которые в рамках отдельно взятого учебного курса должны быть выстроены в последовательность в рамках заданного учебного периода. В пределах каждого из этих этапов должны быть получены определённые результаты. Однако СО оставляет педагогу свободу в выборе методов, которые обеспечивают эти результаты.

Причина этого довольно проста. Выбор и реализация способов обучения на практике должны учитывать специфику
1. самого СО, сочетающего предметно-, практико-ориенированное и компетентностное обучение на материале реальных проектов в социальной / культурной сфере,
2. учебного предмета и его образовательных целей,
3. аудитории учащихся / учебной группы.
Имеющие опыт работы могут себе представить, как сложно реализовать на практике, например, метод обучения в проекте или метод рефлексивного обучения, если не пытаться найти варианты организации обучения, видоизменяя и дополняя стандартные формы работы учащихся с учётом их особенностей.

2) Контроль деятельности и её результатов на всех промежуточных этапах.

Технология регулирует процессы деятельности, задавая требования к её организации на всех этапах, а также к «входным» и «выходным» параметрам (к качеству) используемых ресурсов и продуктов (промежуточных результатов). Такая регламентация процессов деятельности, вплоть составляющих его процедур и операций посредством различного рода правил, норм, технических условий, а также непрерывный контроль качества на всех этапах технологической цепочки позволяет гарантировать (при их выполнении) заданные свойства результата (продукта).

СО, как уже отмечалось, предполагает вариативность при реализации различного рода методов обучения. Чрезмерная регламентация в этом отношении, как и предъявление каких-либо требований к учащимся по возрасту, уровню знаний и общей подготовки (помимо желания участвовать в проекте СО) представляется излишним и, в итоге, может существенно ограничивать образовательный потенциал СО. И не позволяет нам говорить о СО как о полноценной образовательной технологии.

Здесь необходимо оговориться, что необходимость «ситуативно» (в зависимости от особенностей аудитории и задач обучения) подходить к отбору и реализации способов обучения в рамках конкретных методов, не является чисто спецификой СО. Это обстоятельство позволяет утверждать, что понятие «технология» весьма условно применимо к деятельности обучения в целом. Технологический подход в чистом виде здесь может применяться весьма ограничено, например, только в таких направлениях как проведение «канонических» тренингов или тестирования, предполагающих наличие предельно конкретных и, как это сейчас принято называть, измеримых результатов.

СО не попадает под это определение. Прежде всего, СО - это педагогический концепт, который предполагает достаточно широкое понимание образовательных результатов, выходящих за границы традиционных «передачи знаний» и «формировании умений и навыков». Грамотный подход к СО, разумеется, позволяет получить такого рода результаты, что, однако, не является самоцелью. Гораздо важнее здесь формирование способности применять предметное знание в реальных практических ситуациях, а также брать на себя ответственность и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в таких ситуациях. С учётом этого, СО представляет собой взаимосвязанную совокупность методов, имеющую своей целью интегрировать в учебном процессе предметно-, практико-ориентированный и компетентностный подходы.

Эта цель может достигаться разными путями. СО как педагогический концепт задаёт лишь «рамки» для этого, устанавливая ряд базовых принципов, которым должен следовать педагог, чтобы двигаться в требуемом направлении. Эти принципы нередко именуются «стандартом СО».

1. В основе учебного курса должна лежать реальная потребность / проблема городского или местного сообщества.

Это позволяет учащимся, взяв на себя ответственность за осмысленную деятельность, почувствовать востребованность своих знаний и умений, получить признание полученных результатов и собственных усилий.

2. Обязательное активное участие учащихся в разработке проекта.

В идеале - учащиеся должны быть не только вовлечены в общественно значимую/ полезную деятельность, но и сами выявить соответствующую потребность, найти решение проблемы и произвести планирование. Это должно способствовать усилению восприятия учащимися проекта СО как собственного, личного «дела» и повысить их заинтересованность и вовлечённость.

3. Проект СО должен быть частью учебного плана и учебного содержания.

Ключевой целью СО является создание ситуаций, когда учащиеся применяют теоретические знания на практике и обогащают за счёт полученного таким образом личного опыта содержание занятий /уроков. Таким образом учащиеся получают опыт переноса (теоретического и практического) знания между контекстами и ситуациями.

4. Неотъемлемым элементом СО является постоянная специально организуемая рефлексия. 

Рефлексия обеспечивает связывание теории и практики, знаний и практического опыта в рамках СО. Размышления и анализ контекста деятельности и полученного практического опыта является частью работы по поиску идей проекта, помогают в анализе проблемы и поиске альтернативных путей их решения, в осмыслении своей роли / своего вклада в проект и перипетий социальных взаимодействий в нём, в понимании точек зрения других участников проекта, а также в осмыслении / переосмыслении своих установок и имеющегося прошлого опыта.

5. Обучение организуется с акцентом на внешкольные контексты.

СО должно открывать учащимся возможность получить самый разнообразный учебный и практический опыт. Это требует не только работы в реальном проекте, но и организации этой работы за пределами школьных стен: предпочтение должно отдаваться контактам учащихся с партнёрами и адресатами проекта непосредственно в местах их работы и проживания.

Вне зависимости от специфики организации учебный процесс должен иметь эти обязательные характеристики, которые позволяют говорить о СО как о своего рода образовательном формате.
____________________________________________________________

* Метод обучения
Целостная совокупность связанных между собой и не противоречащих друг другу способов обучения, применение которых должно привести к формированию у обучаемого заранее намеченных представлений, знаний, умений и навыков работы, а также необходимых для их успешного применения на практике персональных качеств.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий