Виртуальное сервисное обучение (virtual service learning)

Прежде чем погрузиться в вопросы конструкции и конструирования учебного курса в формате сервисного обучения (СО), хотелось бы сказать несколько слов о том, как оно «стыкуется» с темой цифровых медиа технологий. Меня, разумеется, интересует не столько их использование в качестве технических средств организации учебного процесса (в классическом понимании ТСО), сколько их потенциал как инструмента организации совместной работы и эффективной коммуникации всех задействованных участников (педагогическая команда, учащиеся, партнёры) в рамках проектного практико-ориентированного обучения. 

Ещё раз о российской специфике…

Исходным для меня в обсуждении данной проблематики будет утверждение, что современные реалии публичного и общественного сектора в России далеки от идеала с точки зрения условий для инициации и реализации проектов СО. Как уже отмечалось, в России не только отсутствуют традиции кооперации образовательных учреждений и некоммерческих (общественных) организаций (как в США), но и существуют достаточно своеобразные условия в силу специфики подходов к ресурсному обеспечению, управленческой и организационной культуры (в том числе в отношении работы с населением), а также ценностных установок и предубеждений самих граждан. Всё это осложняет реализацию формата СО в его «западной» модели.

Выражаясь попросту: инициативному педагогу не так уж легко найти в своём городе / населённом пункте продвинутых и ответственных деятелей организаций социальной сферы и запустить проект СО на их площадке. Тоже самое относится и к возможностям создания педагогической команды для проекта СО. Оставляя сейчас в стороне разговор о специфике российской сферы образования, предположу, что одним из возможных подходов к преодолению всей этой специфичности и ограничений может стать реализация СО в форме сетевых образовательных проектов.

... и о применении ИКТ

Исходное допущение заключается в том, что для инициации проекта СО не нужно ограничивать себя «локальными» рамками, пытаясь найти единомышленников среди «местных» коллег-педагогов и организаций социальной и благотворительной направленности. Современные медиа и информационные технологии позволяют запустить такой проект усилиями «распределённых» педагогических команд (из разных учебных заведений одного города или региона или разных городов и регионов), использовать в качестве площадки территориально «удалённую» организацию-партнёра.

Современные веб-технологии предлагают самый широкий спектр решений от приложений для он-лайн общения и совместной работы до более сложных систем «живого» электронного обучения: веб-конференций и виртуальных классных комнат. Функционал последних позволяет организовать работу в малых группах для обсуждения деталей и хода проекта / инициативы, проблем и поиска решений. Помимо возможностей приватного и открытого общения, обмена данными и совместной работы с объектами / информацией ВКК позволяют документировать ход этой работы и осуществлять её в синхронном режиме без привязки к месту. 

Виртуальное сервисное обучение

Иными словами, при большом желании и хорошей мотивации можно оснастить свою команду и проект в целом самыми различными платными и бесплатными программными продуктами, позволяющими организовать содержательные взаимодействие всех участников, совместить индивидуальные и групповые формы работы и произвести оценку результатов. Опыт коллег из Европы показывает, что проект СО может иметь полностью «дистанционный» характер.

При подготовке этого поста я, говорю без преувеличения, буквально наткнулся на «твитт» Стивена Доунса о «виртуальном СО». Перейдя по ссылке (здесь), вы увидите комментарий-аннотацию к статье о данном проекте и ссылку на неё.

В статье излагается опыт осуществления совместного проекта Национального университета дистанционного образования в Испании (Universidad Nacional de Educación a Distancia, UNED) и Университета Порто-Ново (Ecole Normale Supérieure (ENS) Бенин (Африка). Целью проекта в целом было разработать основы технологии «виртуального СО» и продемонстрировать возможность создания дистанционными и он-лайн университетам собственных программ СО с использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Группа профессоров UNED, занимающихся продвижением инноваций в образовании, в рамках инициативы по развитию т.н. этических компетенций и гражданского участия занялась проблематикой их формирования с помощью виртуальных образовательных технологий, в частности, он-лайн проектов СО с использованием социальных веб-технологий. Для авторов было важно создать проект СО не просто использующий технологии веб 2.0., но полностью реализованный в виртуальной среде и ориентированный на специфику и цели дистанционного образования.

В проекте участвовали студенты факультета образования UNED по направлению социальная работа, которые в качестве педагогов и носителей языка помогают студентам ENS по направлению преподаватель испанского языка совершенствовать разговорные навыки. Главным условием участия в программе для учащихся из Порто-Ново являлось отсутствие возможности посетить испано-говорящую страну для языковой практики в рамках гранта или стипендии.

Организация работы в проекте

1. Роль преподавателей (традиционно для формата СО) заключалась в введении учащихся в специфику СО, организации их групповой работы и координации взаимодействия учащихся. Все контакты педагогической команды (внутри и с учащимися) осуществлялись посредством электронной почты.

2. Языковой «тренинг» осуществлялся в рамках интервью и встреч, проводимых он-лайн через Skype и WhatsApp. Африканские студенты предварительно подготавливали видео-презентации о себе и своих интересах в рамках изучения испанского языка. Испанские студенты готовили и проводили с ними интервью, в ходе которых пытались выявить особенности системы и культуры обучения в африканских странах, проблемы и сложности, с которыми сталкиваются африканские студенты при получении профессионального образования.

3. По ходу проведения интервью и встреч учащиеся должны были анализировать и разрешать возникающие затруднения культурного, технического и технологического плана. В последних особое внимание обращалось на проблематику «цифрового разрыва»: доступность Интернет и её влияние на возможности получения образования в он-лайн режиме.

Особое внимание в статье уделяется проблеме оценки результатов обучения. Позднее я также обращусь к этой теме. Очевидно, что проблема аккредитации результатов не является чисто специфической для «электронных» вариантов формата СО, однако, на мой взгляд, именно ИКТ позволяют создать и реализовать наиболее «соразмерные» формату способы такой оценки и аккредитации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий