Сервисное обучение: от предметности к практике

Если мы говорим о сервисном обучении (СО) как о новом формате, мы должны говорить и о корректировке категориального аппарата. Речь идёт не столько о новой терминологии, сколько о том, как мы мыслим себе учебный процесс и как определяем его базовые параметры. Поскольку определяющим для формата СО является привязка учебного содержания к деятельности в реальном проекте, мы должны постоянно держать в уме смену модальности учебного процесса как по задачно-целевым установкам, так и по формам его организации. Чтобы понимать, в каком направлении должна осуществляться трансформация, необходимо сделать несколько уточнений в отношении категории «практико-ориентированность».
 
Практическая составляющая учебных предметов

Термин учебный предмет указывает, что его основу составляет конкретный научный предмет - совокупность знаний об определённой стороне природного окружения (физика, химия и т.д.) или социальной реальности (социология, психология и т.д.), которые должны усвоить учащиеся. «Корпус знаний» любого учебного предмета предполагает также освоение определённого набора мыслительных действий, которые достаточно формализованы (алгоритмизированы) и их выполнение может быть проверено (в том числе через сравнение полученного результата с неким эталоном). Так, учащиеся «тренируются» применять формулы и правила для решения различных «задач», формируя определённые интеллектуальные способности.

Эта деятельностная компонента в любой учебной дисциплине (обозначение, которое нередко употребляется как синоним учебного предмета) придаёт учебному процессу практическую направленность лишь в минимальной степени, поскольку остаётся неясным, где и в каких обстоятельствах можно будет приобретённые знания и способности употреблять для того, чтобы получать значимые результаты. Выражаясь упрощено, в предметном обучении отсутствует прагматическая составляющая, без которой сформированные интеллектуальные способности и навыки деятельности могут оказаться невостребованными.

Прагматика СО

СО предлагает самый простой вариант помещения предметного обучения в более широкий деятельностный контекст - освоение специализированных методик и процедур (исследовательских, аналитических и т.д.), имеющих отношение к избранной сфере знания, но не в логике учебной дисциплины, а в приложении к конкретным (социально значимым) потребностям и запросам. В зависти от целей и задач проекта СО учащиеся могут получить специфический опыт применения этих методик и концепций в приложении к определённой (профессиональной) сфере деятельности (образовательной, консалтинговой, информационной, экономической и т.д.).

Эксперты признают, что вопрос о влиянии СО на качество усвоения содержания учебных программ и успеваемость в рамках учебных предметов в целом является открытым, но соглашаются в том, что именно типичный для него акцент на понимании учащимися практической пользы предметного / академического знания, содействует повышению мотивации к обучению и тем самым (опосредованно) влияет на его результативность.

Для того, чтобы добиться этого эффекта, педагогу / педагогической команде необходимо переосмыслить предметно заточенные концепции и методики, а точнее свой взгляд на них как на инструмент познания, отстранённого изучения природных процессов / явлений или характеристик индивидов и социальных групп. Очевидно, что в любом учебном предмете / дисциплине есть прикладные разделы, которые помимо некой фундаментальной теоретической основы имеют / могут иметь привязку к повседневной жизни / действительности (термодинамика в физике, физиология человека в биологии, аналитические разделы различных дисциплин и т.д.). Именно для изучения этих разделов может быть целесообразным использование формата СО.

Проектный подход

Помимо прочих в рамках СО учащиеся осваивают методы и концепции проектного подхода. Я имею в виду не просто получение ими навыков проектной работы в учебных проектах, как правило, привязанных только к такому «реальному контексту» как интересы учащихся и в большей степени имеющих характер учебной дисциплины. Здесь под проектной работой подразумевается способ организации деятельности, позволяющий справляться с задачами и ситуациями современной социальной или профессиональной практики, под которой понимаются процессы заранее предусмотренных и ценаправленно осуществляемых изменений производственных, экономических, социальных, культурных и др. структур (разного масштабного уровня) во всех сферах современной жизни

Деятельностная компетенция

Участвовать в такой практике значит участвовать в осуществлении этих изменений, что предполагает наличие комплексной деятельностной компетенции, которая включает:
- предметную и методическую компетенции (способность использовать концептуальные и методические средства для организации деятельности в незнакомых или малознакомых ситуациях без опоры на сложившиеся нормы и технологии работы, выделять проблемы, переводить их в задачи и разрабатывать решения),

- личностную компетенцию (готовность и способность брать на себя ответственность и добиваться намеченных результатов, не смотря на сложность и неопределённость ситуации) и
- социальную компетенцию (способность понимать социальное окружение (коллеги, руководители, клиенты и т.д.) и осуществлять конструктивное и продуктивное взаимодействие с ним, внося вклад в общее дело).

Разумеется, СО не может обеспечить формирования требуемых качеств в той мере, которая необходима, чтобы говорить о полноценной деятельностной компетенции, однако должным образом организованное и выстроенное СО может внести существенный вклад в её развитие.

Учебный курс

Если мы понимаем формирование такой комплексной деятельностной компетенции как итоговую цель педагогических усилий, мы должны рассматривать усвоение знаний и «оформление» интеллектуальных способностей в рамках учебных предметов и дисциплин не как самоцель, а как определённый вклад в её развитие. Чтобы это «магистральное» направление не было утеряно, педагогу / педагогической команде необходимо проводить тщательный отбор учебного содержания, оформляя его при помощи различных коммуникационных, организационных, методических и дидактических средств во взаимосвязанные учебные активности и мероприятия, задающие учебному процессу определённое направление и в итоге (в совокупности) ведущих (прокладывающих курс) к намеченному результату. Такую совокупность учебных активностей и мероприятий будем именовать в последующем учебным курсом, понимая его как проект СО с полным организационным сопровождением и педагогической поддержкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий