Из личного опыта сервисного обучения

В 2006 году мне удалось принять участие в небольшом проекте, идея которого, как оказалось, была очень близка формату сервисного обучения. Пример этот должен послужить доказательством тому, что достаточно сложная и затратная работа, которую предполагает формат СО, вполне под силу одному преподавателю, если а) он является настоящим мастером своего дела и классным специалистом-предметником; б) сам «предмет» позволяет организовать учебную работу в курсе в рамках проектной методики (без натяжек по содержанию и притяжек по форме).

В этом проекте я выступал в качестве представителя заказчика - Мастерской общественных коммуникаций (МОК) Тольяттинского государственного университета. Весной 2006 года завершилась первая итерации обкатки курса «Основы самоорганизации» (ОСО) для студентов 1го года обучения. Удачей для нас стало обращение к нам преподавателя кафедры психологии - Марии (Скворцовой) Долиновой, проводившей для студентов 3го года обучения курс «Исследовательские методы социальной психологии» с предложением предоставить практическую площадку для своих студентов. Проведенная студентами экспертиза результатов курса ОСО должна была дать нам дополнительный содержательный материал для анализа проделанной работы. Сами студенты-психологи в ходе исследования получали возможность не только изучить теорию, но и применить знания на практике, получив ценный практический опыт.

Запуск проекта

Курс ОСО разрабатывался и конструировался как учебно-тренинговый курс, способствующий формированию умений (базовых способов и приёмов осуществления деятельности) студентов организовать целенаправленную деятельность и окружающее пространство (среду) различных ситуациях учения-обучения. Как отмечалось, курс проходил первую пробу и был достаточно «сырой» по материалу и структуре. Разумеется, мы сами хорошо понимали все проблемные места и недостатки, но взгляд на курс со стороны был так же очень важен. (Тем более что Мария уже тогда активно проводила тренинги по тайм-менеджменту).


Прежде чем ставить задачу студентам-психологам мы провели ряд рабочих встреч с Марией и обсудили программу курса и возможность приложения методов социальной психологии к анализу результатов курса. По итогам этих встреч было подготовлено небольшое техническое задание и пакет материалов по курсу для студентов-психологов. ТЗ было предоставлено в виде презентации на специальном семинаре, предварявшем практическую фазу работы в курсе Марии.

Организация работы исследовательских групп

Студенты-психологи учебной группы в добровольном порядке разделились на четыре рабочие группы (девять человек в группе), каждая из которых отвечала за проведение своей части исследования по одному из 4х методов социальной психологии: контент-анализ, анкетирование, интервью, фокус-группа.

В каждой группе были назначены:
- руководитель, несущий ответственность за исследование в целом;
- библиограф, несущий ответственность за наличие специализированной литературы и сбор информации об исследовании;
- ответственный за статистическую обработку полученных данных;
- аналитик, конкретизирующий требования заказчика на начальном этапе и составляющий выводы на заключительном этапе.

Другие члены группы были также задействованы в проведении исследования, их роль во многом зависела от конкретного метода исследования.

Этапы работы исследовательских групп

1. Составление плана исследования, разработка вопросов (анкеты, интервью, фокус-группы), выделение категорий, единицы анализа (контент-анализ). 

Каждая из групп разрабатывала предварительный вариант материалов для исследования по своему методу и представляла их учебной группе на семинарском занятии, где проводилось их обсуждение и корректировка. Таким образом, все студенты учебной группы получали возможность ознакомиться с методом и принять участие в разработке исследования, проводимого другими рабочими группами. Окончательная корректировка и утверждение материалов проводились преподавателем «индивидуально» с каждой из рабочих групп.

2. Проведение исследования.

За координацию и организацию встреч рабочих встреч исследовательских групп и студентов, прошедших (экспериментальная группа) и не прошедших (контрольная группа) курс ОСО, отвечал заказчик (в моём лице). В ходе данного этапа студенты не только практически применяли полученные теоретические знания, но и получили опыт организации исследовательских процедур. В некоторых случаях не обошлось без технических и организационных накладок и трудностей. Эти проблемы были обсуждены и «проработаны» на семинарском занятии. В силу ряда обстоятельств (новизна курса ОСО для учебной программы, обязательный характер участия в «экспериментальном» (по сути) курсе, специфика содержания и форм работы преподавателей, разрабатывавших и проводивших курс) студентам-исследователям пришлось столкнуться с негативным настроем респондентов, который необходимо было преодолевать в ходе проведения исследовательских процедур.

3. Статистическая обработка полученных данных и формулировка выводов.

Обработка собранных данных была организована как самостоятельная работа групп с консультационным сопровождением со стороны преподавателя. Результаты анализа и выводы отдельных исследовательских групп были представлены на отдельном семинарском занятии и обсуждены с участниками других рабочих групп. Комментарии сокурсников и замечания преподавателя были учтены при подготовке итоговой презентации от групп и отдельных частей общего отчёта по результатам исследования, которые были представлены и обсуждены с заказчиком на заключительном занятии курса.

В заключение хочу отметить, что данный пример демонстрирует принадлежность СО к практикоориентированным форматам, которые «органичнее» и легче реализуются на этапе профессиональной и предпрофессиональной подготовки. Мне, как человеку, работавшему со студентами, будет легче описать методическую и дидактическую составляющие (в их приложении к нашимреалиям) формата именно для ступени «высшего» образования. Этому, отчасти, и будут посвяшены мои последующие посты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий