Проект «Естествознание для дошкольников» (типовая схема проекта сервисного обучения)

В предыдущем посте я дал короткое описание нескольких возможных вариантов проектов сервисного обучения (СО). Примеры показывают, что инициативы эти не ограничены каким-либо определённым предметным содержанием и создают основу для реализации в учебном процессе «пресловутых» межпредметных связей, для сотрудничества учителей самых различных дисциплин. Мне как учителю истории и обществознания импонирует идея, что моим коллегам в проектах такого рода может принадлежать особая роль. Здесь я апеллирую к «методике», согласно которой исходным в проектах СО должно быть выделение социально значимой проблемы / потребности самими учащимися. На мой взгляд, работа по анализу «социального окружения» и выделению ситуаций «с минусом» хорошо укладывается в рамки и может проходить на материале «социальных» дисциплин.

Однако, как уже отмечалось, именно творческий подход и методическая дальновидность учителей любого предметного направления создают возможность реализации формата СО на материале любого предмета. Это особенно актуально в тех случаях, когда проект СО ориентируется на некую «образовательную» потребность локального сообщества. В подтверждение тому - ещё один кейс. На его материале я также даю описание общей схемы «типового» проекта СО.
Проект-пример в общих чертах

Практической основой проекта является запрос системы дошкольных учреждений на формирование начальных естественнонаучных знаний у воспитанников старших («дошкольных») групп: знания основных естественных явлений и умение их объяснить. Учащиеся старшей школы (8й класс) в рамках дисциплины «Естествознание и техника» проанализировали различные естественнонаучные феномены с точки зрения возможности их «воспроизведения» экспериментальным путём. На этой основе они разработали простейшие эксперименты для дошкольников и организовали мероприятия по проведению этих экспериментов воспитанниками детских садов. 

0. Подготовительная фаза: выбор партнёров для проекта
Разумеется, перед началом проекта СО его команде необходимо иметь представление о возможных площадках приложения усилий учащихся и перспективах реализации их активностей. Проект СО должен быть своего рода подготовленной импровизацией. Педагог(и) должен провести поисковую работу: «мониторинг» проблем или общественных организаций, с которыми возможно сотрудничество в перспективе. Таким образом он сможет направлять активность учащихся и гарантировать возможность продолжения работы, если у них появятся с определением проектных идей. 

Независимо от того, кто фактически нашёл партнёра для проекта, педагог должен будет разъяснить для «заказчика» концепцию СО, прояснив отличие от других форматов практической работы (практики, обычное волонтёрство и т.д.). Должно быть обсуждено, как акцентуация проекта на предметном обучении соотносится с ожиданиями и целями самого партнёра (вплоть до фиксации интересов и конкретных задач всех трёх сторон в письменном соглашении). Также необходимо обговорить, чего необходимо избегать / запрещать в ходе проекта. В нашем проекте-примере старту проекта в школе предшествовала встреча команды учителей с воспитателями детского сада на 2-х часовом семинаре, на котором были обсуждены все указанные вопросы, а также организационные и содержательные моменты, связанные с «полевой» работой школьников в детском саду по сбору требуемой информации. 

1. Поисковая фаза: определение потребности и проектной идеи

С этой фазы должен начинаться любой «новый» (для учащихся) проект СО, даже если он уже давно обкатан или имеется готовая проектная идея. Так, если есть определённый запрос со стороны конкретной (общественной) организации, учащиеся должны сами выявить, в чём выражается наиболее существенная потребность, поддержку, в решении которой они могут обеспечить (или проверить актуальность ранее выявленного запроса / потребности). Необходимо избегать использования учащихся в качестве простых волонтёров-помощников, выполняющих рутинную работу. Необходимо выявить относительно «масштабные» задачи, которые являются актуальными, но для решения которых у организации не достаточно ресурсов.

Для этого учащиеся должны прояснить, а) какие задачи стоят перед организацией в целом и какие из них являются приоритетными; б) в решение каких из этих задач учащиеся могли бы самостоятельно внести наиболее существенный вклад.

В нашем проекте-примере учащиеся перед тем, как приступить к детальной проработке проекта посещали детские сады, проводили на основе специально подготовленных вопросов интервью с воспитателями. После того, как был выявлен запрос и найдена идея проекта, учащиеся посещали детские сады с целью наблюдения за воспитанниками и выявления возрастной специфики (чтобы решить, насколько реализуема проектная идея и продумать соответствующие возрасту задания для экспериментов). Для проведения наблюдения были разработаны опорные вопросы.

2. Фаза разработки проекта: конкретизация и планирование 

Идея проекта детализируется через определение конкретных шагов (задач и списка работ), с установлением сроков и распределением ответственности. В процессе происходит уточнение и доработка собранных на первой фазе идей. Они соотносятся с материалом, собранным в процессе интервью и наблюдений. Для этого организуется специальное мероприятие с рефлексией на основе заранее определённых вопросов. Например, в проекте по разработке экспериментов учащиеся должны были сделать обобщение следующих моментов:
- Какое впечатление произвели на меня конкретное дошкольное учреждение и его воспитанники?
- Какие особенности поведения воспитателей / воспитанников могут способствовать реализации поставленных задач проекта?
- Какие особенности поведения могут создать трудности?
- Каких принципов мы должны придерживаться для успеха проекта (например, открытость проявлениями индивидуальности детей, использование игровых форм и т.д.)?
- Какую роль могут играть воспитанники во время проведения экспериментов?
- Что мы должны учитывать при выборе экспериментов?

- Как необходимо распределить части проекта между учащимися / их группами?

Учащиеся распределились по 5 тематическим группам (огонь, вода, земля, воздух, органы чувств). Каждая группа должна была найти материал по теме, изучить теорию и разработать по 6 экспериментов (задания должны были позволять детям самим проводить эксперименты при сопровождении старшеклассников), а также придумать истории, сопровождавшие эксперименты для того, чтобы пробудить любопытство детей.

3. Фаза реализации: практические действия в реальном контексте

Этот этап наиболее сложный и наиболее важный в проекте СО. Учащиеся начинают сталкиваться с факторами и вопросами, которые не были или были не совсем учтены при планировании. Роль педагога на этом этапе заключается в сопровождении и поддержке учащихся, постоянном взаимодействии с партнёрами и связывании практического учебного опыта учащихся с учебным содержанием предмета. Важной составляющей работы на этом этапе является документация происходящего в проекте, а также полученного и осмысленного опыта (например, в форме учебных портфолио).

В процессе реализации также могут проявиться обстоятельства, которые потребуют доработки проекта. Например, в ходе проекта с физическими экспериментами дети задавали множество вопросов, на которые сложно было быстро ответить доступным для них языком. Также обнаружилось различная степень устойчивости мотивации детей и различия в темпе их работы. Эти факторы были проработаны в ходе рефлексии и учтены при разработке новых экспериментов.

4. Фаза закрытия: завершение проекта и формальная аккредитация результатов

Завершение проекта СО должно быть не просто формальным мероприятием с поведением итогов, оно должно стать событием для всех участников проекта. Такое неформальное мероприятие должно сопровождаться неким праздничным действием, награждением или вручением сертификатов. Продумывая систему аккредитации учебных достижений, необходимо сделать акцент на формативных способах оценивания, основанных на сочетании обратной связи от педагогов и партнёров с взаимной и самооценкой учащихся. 

1-2-3-4. Фаза рефлексии: осмысление опыта в процессе разработки, реализации и при завершении проекта

Рефлексия является «ядром» формата СО. Именно здесь происходит соединение и интерпретация индивидуального практического опыта и предметного учебного содержания, их «переплавка» в ценный учебный опыт. Рефлексия понимается здесь как постоянное соотнесение ожиданий, целей-задач и полученных результатов, размышление о контексте и значении конкретных практических действий, осмыслении персональной и общественной значимости проекта.

Устные обсуждения здесь могут дополняться письменной фиксацией ожиданий, анализа хода проекта. В качестве дополнения к учебным портфолио могут использоваться и другие методики письменной рефлексии, позволяющие документировать опыт разработки и реализации, а также представить его в публичном пространстве (учителям и учащимся своей школы, родителям, административным работникам, другим школам и т.д.).

Примеры вопросов для рефлексии

Перед реализацией проекта:
- Что я ожидаю от этого проекта, какие опасения у меня есть?
- Какие способности, установки и личностные качества и вношу в этот проект?
- Чему я хотел(а) бы научиться в практической части проекта?
- Как мы можем обеспечить продуктивную совместную работу в проекте?
- Какие ожидания имеются у наших партнёров в отношении проекта?
- Почему проект важен и в каком общественно значимом контексте важно решение поставленных нами целей и задач?

В ходе реализации проекта:
- Как в целом протекает проект? Какие изменения произошли в нём с начала?
- Что особенного сделал я в рамках проекта в течение прошедшей недели, какие результаты особенно ценны для меня?
- С какими трудностями / проблемами мне пришлось столкнуться? Что я предпринял, чтобы их преодолеть?
- Как соотносится то, что я изучаю в школе, с содержанием проекта? Какие дополнительные знания были бы полезны?

После завершения проекта:
- Что получилось и что не получилось в проекте? Чему мне удалось благодаря этому научиться?
- Каким изменениям способствовал наш проект?
- Что бы я сделал в проекте иначе?
- Как был воспринят проект нашими партнёрами?
- Какие открытые вопросы остались у меня после проекта?

Итак, в случае СО мы имеем продвинутый вариант метода проектного обучения. Наибольший потенциал этот формат имеет в тех предметных областях, освоение котороых должно или может проходить в проектной логике. В подтверждение  - пример проекта, реализованного в далёком 2006 году...

Комментариев нет:

Отправить комментарий