Сервисное обучение как практико-ориентированный формат

Если о системе общего школьного образования можно сказать (условно), что требования к ней на сегодня всё ещё в значительной степени определяются ориентацией на формирование основ общей культуры и функциональной грамотности (математической, языковой и т.д.), а также на создание базы для дальнейшего обучения и получения профессии (то есть требованиями самой образовательной системы и государственной политики в этой области), то сфера массового высшего образования находится под "давлением" постоянно изменяющихся требований к её выпускникам со стороны динамично развивающейся социальной и профессиональной практики. Они давно уже вышли за рамки требований к квалификации выпускников, т.е. к их способности решать специальные (функциональные) задачи.

В современной социологии образования такое положение вещей получило обозначение «квалификационного парадокса» (см. работы Дитера Мертенса). Согласно этому тезису, наличие квалификации и её формального подтверждения в виде дипломов и т.п. в условиях современного рынка труда всё больше приобретает модальность минимально необходимого условия для «вхождения» в профессиональную деятельность и не даёт гарантий трудоустройства или стабильного карьерного продвижения. Квалификация является лишь дополнением к определённым личным качествам и профессиональному опыту работников. 

В этих условиях особый вес приобретает такое направление образовательной практики как практико-ориентированное обучение. Оставляя за рамками дискуссию об особенностях и проблемах интеграции подобных форматов в классические схемы учебного процесса, хотелось бы отметить, что сервисное обучение (СО) даёт хорошую основу для их реализации.

Во-первых, оно позволяет сделать акцент не на переход образовательной практики с предметного на деятельностный подход (что при недостатке ресурсов и высоком уровне инертности в отношении нововведений представляет мало реалистичным), а на их интеграции и взаимной методико-дидактической трансформации.

Во-вторых, оно позволяет открыть для высшей школы альтернативные практические площадки. В российской высшей школе существуют давние традиции и опыт работы с другими (не образовательными) организациями. Связи с ними, однако, претерпели изменения в условиях рыночной экономики. Не смотря на то, что многие организации достаточно легко идут на контакт с вузами и принимают студентов для прохождения «производственной» практики, она во многих случаях носит ознакомительный характер. Студентов очень непросто «встроить» в текущие рабочие (производственные) процессы функционирующей организации любого профиля и, что ещё сложнее - в силу объективных (уровень подготовки самих учащихся) или субъективных (восприятие кураторства как дополнительного ненужной нагрузки со стороны сотрудников) обстоятельств - делегировать им серьезные задачи. В конечном итоге, продуктивность производственной практики объективно ограничена экономической целесообразностью: учащимся как менее квалифицированным и опытным работникам выделяются «участки» работы, которые весьма ограниченно способствуют приросту их профессиональной компетенции. 

Общественные организации и инициативы (проекты), чьи процессы менее жёстко ориентированы на достижение экономических эффектов, могут проявить большую гибкость и позволить себе активно привлекать учащихся (с их минимальным опытом и начальным «компетентностным» капиталом) к решению значимых задач. 

Можно также отметить, что в большинстве случаев практики имеют формальный характер. В контексте моего рассуждения «формальность» можно понимать как:

1. «изолированность» практики от других «частей» учебного процесса: её качество и результаты не влияют ни на что кроме формальной аттестации её прохождения и редко учитываются в других учебных активностях (за исключением случаев, когда учебный план предусматривает написание курсовой /дипломной работы на материале практики);
2. отсутствие тесного взаимодействия учебных заведений и производственных организаций: взаимодействие кураторов от «производства» и от «кафедры» редко идёт дальше согласования программы, качество её выполнения студентами не анализируется, а учебно-практическая деятельность учащихся в рамках «студенческой» практики не подвергается рефлексии и не обеспечивается согласованной («двусторонней») экспертной поддержкой.

Последняя является неотъемлемой частью формата СО, в котором работа в реальном социальном проекте / инициативе является не просто дополнением к формальному учебному процессу, а его непосредственной частью. Такая «двусторонность» формата, при определённых условиях, может иметь особую ценность с точки зрения разнообразия получаемого учащимися учебного опыта и передачи им технологий интеллектуальной работы. Разумеется, интеграция практико-ориентированного и предметно-ориентированного обучения в рамках СО требует специальных организационных, коммуникационных и методических усилий.

Попробуем с этим разбираться шаг за шагом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий