#codev14 Профессиональное развитие: в чём перец?

Данная заметка - некий набросок того, о чём я размышляю достаточно длительное время. Тема эта всплывает периодически в моих текущих наработках. А теперь она оказалась так удачно вынесена в заголовок открытого сетевого семинара "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие", организованного моими сетевыми коллегами Иваном Травкиным (автор и разработчик тематики) и Константином Бугайчуком. 

Сделать набросок важно. Ибо это первый шаг к предстоящей работе. Волею судеб я теперь являюсь студентом магистерской программы "Bildung und Media" (eEducation) единственного в Германии "вуза", занимающегося "дистантом" в программах университетского уровня FernUni Hagen. И интересующую тематику предстоит обсуждать с коллегами-иностранцами.


Ивану удалось сформулировать тот вопрос, который занимает и меня: "как организовать собственную работу в Интернет, чтобы постоянно участвуя в сетевой форме сотрудничества,... переходящей при необходимости в групповую, непрерывно повышать свою квалификацию"? (См. [#соразвит14] Сеть vs. Группа или Кооперация вместо Коллаборации). Единственная поправка, которая здесь для меня важна: имеется ли принципиальное различие между "повышением квалификации" и "профессиональное развитие".

Мой ответ - да. И моё понимание здесь близко различению, сделанному Юрием Ээльмаа в докладе "Горизонтальное обучение в открытых средах":
"Целью такого обучения во многих случаях становится некая исчисляемая сумма знаний и умений слушателя («раньше не знал и не умел — теперь знаю и умею»). Такая модель для педагога привычна, а сам подход успешен в ситуации, когда результаты обучения конкретны и формализованы. Но в контексте нашего разговора разведем понятия «повышение квалификации» (улучшение существующих или формируемых профессиональных навыков) и «профессиональное развитие» (формирование новых смыслов профессии). В условиях обучения, имеющего целью вывести педагога в новое профессиональное пространство, помочь ему усвоить и освоить новый опыт, отрефлексировать деятельность и обрести новые смыслы, можно вести речь о других методологических основаниях обучения". (Очень рекомендую ознакомиться со всеми материалами )
Здесь сразу же возникает вопрос, что автор подразумевает под "формированием новых смыслов профессии". Однако при этом очевидно, что речь идёт о выходе за рамки формирования набора "качеств", позволяющих решать некие рабочие задачи, освоения нового инструментария (средств) и даже совершенствования этих качест в процессе практической деятельности (наверно, того, что принято называть ростом мастерства).

У меня пока нет оформившегося ответа, что предполагает и подразумевает подобный "выход за рамки". Моя гипотеза лишь в том, что он происходит, когда специалист выходит за пределы своей повседневной компетенции, пытается решать некие новые для себя задачи. Например, когда учитель-предметник (физик, математик, информатик) включается в работу по пректам, связанным, например, с образовательной робототехникой. Или внутрикорпоративный тренер начинает работу в проекте развития смешанного или дистанционного обучения. Иными словами, он выходит за рамки своего функционала ("рутинных" специализированных задач).

Однако этому различению чего-то неватает. По сути и по форме. Буду рад, если кто-то поделится своими наработками или источниками, гда таки или иначе разводятся две эти категории.

1 комментарий:

  1. Небольшая неточность: у курса 1 организатор и 4 (а не 1) эксперт. Над вопросами думаю, надеюсь до завтра сформулировать.

    ОтветитьУдалить