Говард Рейнгольд: Курирование это сокращенное «мы все помогаем друг другу фильтровать»

(Источник: Rheingold, Howard. Netsmart: How to thrive online / Howard Rheingold ; drawings by Anthony Weeks. «MIT Press books», 2012. С. 126-134).

Сообщение в Tweeter – это атом. Фото на Flickr – это атом. Реплика в Google Buzz – это атом. Статус в Facebook – это атом. Видео на YouTube – это атом.
Тысячи этих атомов протекают через наши экраны с помощью таких инструментов, как Seesmic, Google Reader, TweetDeck, Tweetie, Simply Tweet, Twitroid и т.д. Куратор – это  информационный химик.
Он или она смешивает атомы таким образом, чтобы создать молекулу информации, а затем повышает ценность этой молекулы.
- Роберт Скобл, «
The Seven Needs of Real-time Curators», 2010

Люди всегда делал выбор о том, на что обращать внимание. В мире Интернет они также делают выбор, который определяет то, на что другие обращают внимание. Это то, что подразумевают под словом курирование, применительно к нашему поведению в Сети. Функции куратора обычно выполняют люди, которые занимаются продвижением музеев, но термин был заимствован и перенесён на новую область, чтобы описать, как пользователи Интернет могут выступать в качестве ведущих поиск и дающих оценку информации друг для друга, отбирая и создавая коллекции ссылок, которые могут использовать другие.

Добровольные взносы в курирование каждого человека, кто когда-либо размещал ссылку на веб-сайт, блог или Tweeter, в конечном счёте, позволяют Google не только найти веб-сайты, в которых упоминаются указанные слова и выражения, но и ранжировать сайты в порядке популярности. Популярность представляет собой неплохой, хотя и далеко не непогрешимый показатель потенциальной ценности сайта. Навыки отсева чепухи (сrap-detecting skills) по-прежнему необходимы для отделения популярного от раскрученного. Google сама по себе не является куратором; только мы. Каждый раз, когда человек делает ссылку, он помогают курировать информацию в Интернет. В 2010 году Facebook признал власть курирования, сделав доступными для миллионов сайтов функцию «Мне нравится», которой пользователи Facebook могут воспользоваться, чтобы рекомендовать этот сайт для других. Автор бестселлеров и Интернет-предприниматель Сет Годин называет курирование новой властью: «Если мы живем в мире, где информация определяет, что мы делаем, информация, которую мы получаем, становится самой важной вещью. Человек, который выбирает эту информацию, приобретает власть» (Cited in Steve Rosenbaum, «Why Curation Is Just as Important as Creation,» Mashable, March 17, 2011).


Курирование является одной из форм участия, которая открыта для всех, кто не находит удовлетворенья в ведении блога, печати сообщений в Tweeter или обновлении профиля в  Facebook, но c удовольствием делают закладки, теги, ставят лайки на то, что было создано другими людьми. Суждения, наличие вкуса, глубина и широта познаний могут быть активом, общественным благом или товаром. Люди могут привлечь внимание и одобрение, получить партнеров для сотрудничества, улучшить профессиональную репутацию или наладить деловые отношения, став известными кураторами. Курирование стало мне интересным с того момента, как я написал в 1987 году:

В моем виртуальном сообществе у нас нет программных агентов (потому что они еще не существуют), но у нас есть неофициальные социальные контракты, которые позволяют нам выступать в качестве программных агентов друг для друга. Если во время моих скитаний по информационному пространству я встречаю ресурсы, которые лично меня не интересуют, но которые, как я знаю, могут быть ценны для одного из моих онлайн-друзей, я посылаю соответствующему человеку ссылку на сайт или обсуждение. Этот общественный договор предписывает одним отдавать что-то, и дает возможность другим получить что-то. Я должен всегда иметь моих друзей ввиду и отправлять им ссылки, а не бросать мои информационные «отходы» в виртуальную помойку. Чтобы сделать это, не требуется много сил, так как я всё равно ищу информацию для своих собственных целей. И с двадцатью другими людьми, которые учитывают мои интересы, в то время как исследуют сектора информационного пространства, в которые я обычно и не заглядываю, я считаю, что я получу гораздо большую помощь, по сравнению с тем, сколько сил я потратил, помогая им. Помощь, которую я получаю, намного превышает энергию, что я трачу, помогая другим. Это идеальное совмещение альтруизма и собственных интересов (Howard Rheingold, «Virtual Communities», Whole Earth Review (Winter 1987)).

В поисках лучших практик курирования, я взял интервью у одного из первых журналистов, которому курирование принесло известность среди digerati (термин, которым обозначается квази-сообщество экспертов, пользующихся наибольшим влиянием в среде ИТ-специалистов – В.Н.), у Скобла. Я имел честь наблюдать за его действиями в течение двухнедельного тура «путешествующих гиков» по Великобритании. Как и все великие кураторы, Скобл является первым (и самым энергичным), энтузиастом и другом энтузиастов. Он любит отыскивать интригующих людей, задавать им вопросы, и рассказать свои истории. Скобл является фанатом социальных медиа, веб-предпринимателем и испытателем новейших цифровых инструментов. Он ведёт блоги, микроблоги, собирает избранные «твиты», и отмечает «лайками» веб-сайты, теги и закладки тысяч людей, компаний, средств массовой информации и Интернет-порталов, посвященных этим вопросам. Поскольку он понимает важность грамотности управления вниманием, участия, отсеивания чепухи, коллективного разума и социальную динамику сети, Скобл может творить чудеса в публичном пространстве – как, например, это он сделал, «борясь» с Геологической службы США (USGS), публикуя новости о землетрясении в Китае. Как говорит сам Скобл, его страсть к курированию появилась ещё в колледже.  «В 1991-92 годах», вспоминает Скобл,

«я прочёсывал генераторы новостей Associated Press (AP), обучаясь в San Jose State University, и влюбился в это. Я прочёсывал генераторы, когда Джей Симпсон был признан невиновным. Существовал что-то вроде 650 историй от сотен журналистов, которые были в суде. San Jose Mercury News выбрали две или три истории, чтобы напечатать в своих выпусках, но я всегда хотел большего. Сегодня Twitter заменяет мне генератор AP. У меня есть список Twitter всех новостей мировых брендов, и теперь я могу видеть новости со всего мира в режиме реального времени. Большинство людей не могут справиться со всей информацией, поступающей к ним, поэтому я стараюсь выбрать интересное из этого потока для своей аудитории; я курирую информацию для гиков или людей, помешанных на технологиях. Это похоже на работу редакторов газет. Мне очень нравится отбирать интересное и видеть информационные паттерны, которые другие люди не видят в новостях». (Robert Scoble, interview with the author, August 11, 2010).

Скобл начал «бороться» с USGS по поводу новостного освещения китайского землетрясения, потому что, как он сказал мне,

«Я слежу за десятками тысяч людей в Twitter. Однажды я вечером я просто ради развлечения просматривал свои ленты и увидел, как пять разных людей сказали что-то о землетрясении и эти люди были расположены в пяти различных городах Китая, расположенных за многие мили друг от друга. Поэтому я стал постоянно обновлять сайт Геологической службы США и поиск в Twitter. Я всегда начинают работать с определённой новостью скептически, потому что это не очень полезно для Вашего бренда начинать всерьёз говорить о  чём-то, что не подтверждается. После того как Геологическая служба США подтвердила информацию о землетрясении, люди, которые сообщили об этом на моём канале в Twitter стали для меня авторитетными источниками  по этому вопросу. Я сразу же начал смотреть все, что они написали. Один из них начал присылать мне фотографии, видео, новости и отчеты сорок пять минут до того, как Associated Press и CNN объявили, что в Китае произошло землетрясение». (Robert Scoble, interview with the author, August 11, 2010).

Скобл даёт советы начинающим кураторам, что

«начать нужно с создания списка пользователей Twitter, которым Вы доверяете которых Вам нравится читать. Не добавляйте любое лицо или организацию в список, пока не поняли, кто они, пока Вы не понаблюдали за ними некоторое время. Я смотрю на эти списки, как на воронки. Кого я могу поставить в воронку? Я добавляю только людей, которым я могу доверять по нескольким причинам. В моём главном списке Twitter я отслеживаю всех гиков. В список наиболее влиятельных в мире технологий могут попасть только те, кто действительно имеет такое влияние. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с людьми из Вашего списка, которые окажутся наиболее интересными и полезными. Не пытайтесь конкурировать со мной или Huffington Post. Найдите небольшую нишу. И постарайтесь разобраться в ней досконально. Если Вы хотите изучить жизнь в Белом доме, изучайте то, что домашние животные делают в Белом доме. Выберите что-то очень конкретное и станьте мировым авторитетом в том, чем же занимаются там домашние животные. Полностью накройте эту тему. Собственно это и есть небольшая ниша». (Robert Scoble, interview with the author, August 11, 2010).

Скобл кодифицирует базовые принципе нового ремесла курирования в своём знаменитом блоге, Scobleizer. Com. По Скоблу, «семь потребностей для курирования в режиме реального времени» включают в себя (моими словами) (Robert Scoble, “Seven Needs of Real-time Curators,” Scobleizer.com, March 27, 2010):

1. Необходимость комплектовать (The need to bundle). Скобл комплектует вместе твиты о китайском землетрясении, а также ссылки на видео и фотографии. Такие инструменты, как Storify.com, curated.by, и Scoop.it появляются, чтобы сделать комплектацию и другие аспекты курирования такими же простыми, как создание блога.
2. Необходимость изменять порядок (The need to reorder). Порядок, в котором Вы нашли информацию, или порядок, в котором она приходила к Вам, отличается от того, в каком Вы хотите представить её Вашей аудитории. Организация наиболее важных элементов в более удобном порядке является частью добавления ценности куратором.
3. Необходимость распространять скомплектованный материал (The need to distribute bundles). Инструменты курирование все чаще включают блоггинг, так что каждая скомплектованная тематическая запись может иметь URL. Без URL ничего нельзя будет найти, ведь ссылки это соединительная ткань Интернета и его социальная валюта.
4. Необходимость излагать материал под определённым углом зрения (The need to editorialize). «Итак, теперь у нас есть скомплектованные твиты, видео YouTube, фотографии Flickr, записи Google Buzz, [и] статусы Facebook. Мы смогли увидеть новую тенденцию (new pattern) в мире, и теперь мы хотим объяснить, с нашей точки зрения эту тенденцию». (Robert Scoble, “Seven Needs of Real-time Curators,” Scobleizer.com, March 27, 2010). Я не просто хочу, чтобы Скобл дал мне новый объект (new app) для моего внимания. Я хочу знать, что он думает о том, что рассказал и почему.
5.Необходимость обновлять (The need to update). Истории и корпусы знаний (bodies of knowledge) меняются с течением времени, некоторые быстрее, чем другие. В эпоху информационных потоков и потоков деятельности, скомплектованная куратором информация должна обновляться.
6. Необходимость приглашать к участию (The need to invite participation). Включайте возможность для читателей комментировать Ваш блог (это может сделать Вас уязвимым для спамеров, которые автоматически комментируют сообщениями, не относящимися к делу незваным объявлений; по этой причине для некоторых историй Скобл оставляет открытой возможность комментировать лишь на тридцать дней; для фильтрации спама могут быть использованы и другие средства).
7. Необходимо отслеживать Вашу аудиторию (The need to track your public). TweetMeme.com может сказать Вам, сколько раз Ваш твит или комплект был переопубликован (скопирован и опубликован другими через Twitter), а Google Analytics может предоставить полную аналитику на этот счёт. Сервисы URL-сокращений, такие как goo.gl и Bitly, позволят Вам отслеживать, сколько раз перешли по Вашей сокращённой ссылке.

Мне посчастливилось также встретиться с другим человеком, которого я считаю авторитетом в мире курирования, с Луиджи де Росси, известным миру как «Робин Гуд». Я никогда не забуду виды Римы с заднего сидения его мотоцикла. И RSS-канал его MasterNewMedia superblog находится в верхнем левом углу моей панели (dashboard) – это место я отвожу для наиболее  полезных и актуальных информационных потоков (Available at http://masternewmedia.org.). Гуд опубликовал серию подробных статей о том, что он называет «newsmastering» или, как Скобл, «курирование новостей в реальном времени». Я приведу здесь его избранные цитаты, но я рекомендую Вам самим познакомиться с этой серией постов «Real-time News Curation, Newsmastering, and Newsradars: The Complete Guide, Parts 1–6» (Robin Good, «Real-time News Curation, Newsmastering, and Newsradars: The
Complete Guide, Parts 1–6», MasterNewMedia.com, September 7, 2010). Гуд перечисляет следующие атрибуты хорошего куратора (опять же перефразирую и отмечаю совпадения с советами Скобла о курировании):

1. Предметная экспертиза (Subject matter expertise). Это включает в себя не только холодные знания, но и увлечённость темой.
2. Востребованность (Relevance). «Результат предметной экспертизы должен сочетаться с хорошим понимание аудитории и стремлением удовлетворить её запросы».
3. Доверие (Trust). «Упор на актуальность и востребованность», - кратко резюмирует Гуд, ведёт к доверию. Вот почему Вы должны проверять дважды, прежде чем передавать информацию дальше, что позволит Вам избежать урона доверию Вашей аудитории.

Далее Гуд перечисляет шаги рабочего процесса куратора. Если вы хотите выйти за рамки начального уровня грамотности в этой области, чтобы стать тем, кого Гуд вызовы «мастером новостей» («newsmaster»), вот небольшой гид для Вас:

1. Определите нишу (Identify niche). Как отмечает Скобл, ориентация на узкую и конкретную тему хороший  способ отличить себя от других.
2. Проводите отбор (
Select). Позаботьтесь об идентификации источников. Такого рода разведку в поисках экспертизы я буду обсуждать в связи с персональной учебной сетью, релевантной к данному шагу.
3. Установить поисковые рамки (
Search framework). Настройте панель виджетов (dashboard, а также используйте Twitter и поиск по социальным медиа («радары») для контроля информационных потоков о Вашей нише.
4. Держите связь (
Reach out). Поддерживайте контакты с «репортерами, журналистами, увлечёнными пользователями, авторитетами и экспертами в Вашей тематической нише».
5. Агрегируйте информацию (
Aggregate). Создайте единый исходящий канал по Вашей теме, составленный из выбранных, отфильтрованных входящих каналов.
6. Фильтруйте информацию (
Filter). Используйте PostRank и другие фильтры, чтобы отсеять наименее полезные посты, прежде чем они попадут к Вам. Защите свою аудиторию от спама с помощью специальных инструментов, которые сегодня имеются в большинстве систем комментирования.
7. Выбирайте истории (Select stories). В этом необходимо опираться на свой вкус и опыт.
8. Оценивайте информацию (Verify). Отсеивайте чепуху, прежде чем отправить информацию Вашим читателям, чтобы она не записали в эту категорию Вас.
9. Редактируйте информацию (Edit). Пишите введения, обобщать, перефразируйте заимствованную информацию и проверяйте Ваши ссылки и цитаты.
10. Контекстуализации (Contextualize). Научиться оформлять фрагменты текста так, чтобы аудитория точно понимала, почему Вы обратили их внимание на это.
11. Рассматривайте тему со всех сторон (Spin). Добавляйте точки зрения, высказывайте Ваше мнение и старайтесь создавать наиболее полную картину.
12. Придумывайте заголовки (Title). В мире поисковых систем, где навыки обобщения, критического мышления приобретают особое значение и всё большую роль играет «коллективный разум» человеческих сообществ, Вам нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать курируемую информацию лёгкой для нахождения и привлекательной для распространения. Этому и должны способствовать заголовки, которые Вы даете всем Вашим историям или «комплектам» информации (bundle).
13. Кредитуйте своих читателей (Credit). Не просто снабжайте свои материалы ссылками; публикуйте ссылки на материалы тех, кто читает Вас. Обеспечивайте цитирование информации ссылками и тем самым зарабатывайте возможность, что ссылки на Ваши материалы появятся в материалах других.
14. Меняйте последовательность изложения (Sequence). «Время не всегда лучший вариант установления последовательности».
15. Организуйте информацию (Organize). Разумно подходите к пометке Ваших материалов тегами.
16. Актуализируйте информацию (Update). Превратите инертный материал в информационный поток, добавив RSS-каналы к своему ресурсу куратора, которые будут обновлять ссылками Ваши закладки под конкретные теги.
17. Делайте информацию открытой (Disclose). «Рассказывайте о своих интересах, миссии, и не скрывайте личную информацию профиля. Раскройте как можно больше подобной информации, чтобы позволить Вашим читателям-подписчикам видеть весь спектр освещаемой информации, точек зрения, видеть Ваш конкретный опыт и квалификацию. Сделайте публично известными Ваших коммерческих партнеров и спонсоров».
18. Подключите синдикацию (Syndicate). Сделайте возможным для Вашей аудитории подписываться на обновления через RSS.
19. Давайте обратную связь (Feedback replay). Отвечайте на предложения, критические отклики, дискуссии, и приглашения от Вашей аудитории.
20. Осуществляйте мониторинг (Monitor). Используйте все доступные аналитические инструменты, которые позволят узнать о востребованности и популярности Вашего контента.
21. Делайте уточнения и улучшения (Refine and improve). Если Вы серьезно настроены использовать курирование, обращайте внимание на непрерывное совершенствование с помощью Вашей аудитории.

Если вы хотите стать кураторам, держите советы Скобла и Гуда  в центре Вашего внимания, и применяйте их на практике. Два основных способа начать курирование: учиться рационально категоризировать контент тегами (и отслеживать метки, чтобы найти информацию, которая Вам нужна) через социальные закладки и делать публичные списки, такие как в Twitter.

Поисковые системы заменили большую часть нашей предыдущей практики индексирования информации в папках, часто, вложенных в другие папки. Если Вы можете вспомнить точное название документа или уникальное сочетание слов Вы знаете, где найти веб-страницу, нет никаких причин, хранить ссылку. Но это не поможет сохранять для Вашего личного использования ранее проверенных сайтов по конкретной теме или курировать библиотеки ресурсов по теме для других. 

Программист, работавший с базами данных для финансовых компаний, Джошуа Шехтер (Joshua Schachter), «смастерил» простую программу, которая позволила ему сохранять ссылки на сайты вместе с его резюме или фрагментами текста с каждого сайта, прикрепить несколько ключевых слов для каждой закладки, а затем получить ссылки, просматривая коллекции, упорядоченные по тегам, которые он использовал. Ссылка на видео Маршалла Маклюэна (Marshall McLuhan) о медиа можно сохранить и затем восстановлена через теги «McLuhan», «video» или «media». Вместо того, чтобы выбрать, в какую папку сохранить закладки, метки позволяет поместить его в любую категорий, какую захочется. Когда его друзья стали просить копию этой программы, не составило никакого труда для любого из его друзей, чтобы сделать свой выбор закладки, аннотации, и тэги доступны для других. Эта разработанная Шехтер утилита для управления персональными знаниями со временем выросла в веб-службу, известную как delicious.com, которой сегодня пользуются миллионы людей. <…>

Социальные закладки делают возможным обнаружение информации (discovery), а также её курирование. Я могу использовать мои особые экспертные знания, чтобы производить отбор лучших ссылок по теме, в которой я разбираюсь, и позволить другим получить доступ к моей коллекции; я  также могу просматривать коллекции других людей,  чтобы найти хорошую информацию по конкретным темам. Дайте мне тему, которая может быть описана в одно или два слова, например, «медиа-грамотность» или «молекулярная гастрономия», и я могу в течение нескольких минут определить один или два наиболее авторитетных и полезных онлайн-ресурса и начать собирать в личную сеть относительно надежные источники информации по теме. <…>

Для тех, кто владеет такими навыками, Интернет стал средством личного обучения и быстрого поиска опыт, и в то же время бесплатным, глобальным, автоматическим агрегатором фактов, документов и носителей информации, который увеличивает свою ценность каждый раз, с каждой новой социальной закладкой или тегом для последующего извлечения. И когда я хочу найти хорошие ресурсы по пластичности нервной ткани, я ищу среди коллекций сайтов с тегами по этому ключевому слову и внимательно изучаю те, которые были найдены людьми, чьему опыту я доверяю, или те, которые были сохранены в закладках наибольшим количеством незнакомых людей. Когда я в режиме обучения, я всегда тщательно  изучаю, кто еще сохраняет страницы, которые я оценил как ценные, и кто ещё собирает информацию по конкретному тегу. Я изучаю, что ещё они сохранили в закладки, кто находится в их сети, и решаю, хочу ли я добавить их источников к моей сети. Сервис социальных закладок Diigo. com позволяет пользователям выделять фрагменты и отправлять в свои сетевые ссылки; пользователи могут создавать группы и оставлять «заметки» для других членов группы (и ответы на них) на сайтах. В сущности, человек может отмечать в полях веб-страниц тех или иных людей, которым могут быть доступны их пометки цветом и примечания.

Разметка тегами – это не только способ участия. Это фундаментальный элемент и в целом новый способ объединения и организации знаний. Книга Дэвида Вайнбергера (рекомендуется для тех, кто интересуется темой влияния Интернет на изменение знания) «Everything Is Miscellaneous» утверждает, что люди организуют мир в категориях и подкатегориях (способ, известный как онтология) в течение тысяч лет, потому что они не имели поисковых систем (David Weinberger, Everything Is Miscellaneous (Cambridge, MA: Perseus, 2007). Вайнбергер аргументировано доказывает, что лишь несколько вещей в мире точно могут быть отражены в категориях или разветвлениях онтологий. С остальными этот подход не срабатывает. Медведь – млекопитающее, игрушка или вид биржевого игрока. Теги и поиск является более естественным и подходящим для категоризации и раскладывания по полочкам.

Когда миллионы людей ставят теги, категорий появляются и становятся общеупотребимыми, что позволяет сохранять и искать контент через несколько категорий – появляется организованная форма такой практики, известная как «фольксономия». По своей природе, фольксономии имеют некоторые преимущества. Онтологии создаются некоторую элитарность, что ограничивает видение происходящего в соседних дисциплинах; фольксономии являются более демократичными и не связанными границами, что  означает появление излишнего шума, а также, что категоризация будет осуществлять нестрого и включать многие объекты (есть девяносто категорий для христианства в десятичной системе Дьюи (см. Википедию – В.Н.) и десять – для всех остальных религий вместе взятых). Широкая публика всегда отслеживает изменения тематики быстрее, чем эксперты. «Yahoo!» узнал об этом, когда попытался подключить к индексации веб-сайтов гиков, которым платил за  ручную классификацию сайтов. Только так я могу найти специалистов путем поиска в сети людей, которые помечают тегами закладки, фольксономии позволяют открывать лучше, чем прямой поиск, соответствующие знания (и знающих людей). Аналогичным образом фольксономии позволяют формировать сети и сообщества по интересам в среде людей, которые ранее не знали друг друга.

Списки Twitter – лёгкий способ осуществления курирование, как советует Скобл, с богатым выбором ниши, которые можно зондировать. Вы можете обнародовать списки людей, которые, на Ваш взгляд, особенно достойны внимания в конкретной тематик: папка Listorious.com имеет двадцать четыре отдельных категорий списков, некоторые из них достаточно широки (спорт или технологии, например), чтобы охватить множество подкатегорий. Публикуйте списки и используйте её для агрегирования списков. Когда другой пользователь Twitter хочет следовать только за наиболее опытными пчеловодами или журналистами освещающими бадминтон в мире, и обращается к Вашим впискам, Ваши суждения становятся основанием для фильтрации информации другими. И если Вы делаете это хорошо, слухи об этом будут проникать по сети, поскольку такие новости – валюта сетевого социального капитала.

Волшебным ингредиентом в тегах и фолксономии является понятие метаданных, что означает, информация об информации. Оказывается, что на диких просторах Сети, информация не является ценной, даже если она актуальна, если Вы не знаете, как её найти. Теги и другие метаданные облегчают поиск необходимой информации. Ценность Flickr в том, что я могу сделать пост фотографии моих щенков. Метаданные, которые миллионы людей привязали к своим картинкам, (что создаёт возможность для формирования сообщества любителей закатов или владельцев автомобилей или добровольцев для каталогизации коллекции изображений Библиотеки Конгресса США), представляют собой добавленную стоимость, которую владельцы Flickr (в настоящее время Yahoo!) и YouTube (принадлежит Google) используют для извлечения прибыли.

<…>

2 комментария:

  1. Курирование - очень неудачная и сбивающая с толку калька с "curating". Чтобы понять, о чем речь, пришлось перевести с русского обратно на английский. Ведение, наблюдение, слежение, еще что-то - но не курирование.

    ОтветитьУдалить
  2. Борис, а как тогда можно перевести "curation"? И поясните, какое содержание Вы вкладываете в понятие "курирование"?

    ОтветитьУдалить