#CEOW13. День первый.

Сразу же признаюсь, что чтение выступления Тапскотта стало первым, что было сделано нынче утром. Пишу эти строки, пребывая в лёгком нокауте от потока реплик и попыток соотнести их с содержанием доклада и вопросами Травкина. Нам, людям с 086 процессором в голове, это вообще всегда сложно даётся (спасибо Бугайчуку за обзор). Но желание хоть каким-нибудь образом попытаться подключиться к диалогу сильнее царящего в этой самой голове бардака, поэтому принимаю предложение Ивана и воплощаю желание в текст.

Послание Тапскотта многослойно и, будучи «заряженным» для выступления на TED, слегка сбивает столку «миксом» содержательности и пропаганды. Поэтому я решил сработать по принципу дистилляции: выделив ключевую (с моей точки зрения) идею. Понять такой запал (как и ключевую идею) дюже не мудрено, поскольку именно Тапскотт является одним из поборников и пропагандистов идей массового сотрудничества (Википедия) и сетевого интеллекта. Именно ему мы обязаны популярными нынче терминами коворкинг и краудсорсинг. В общем-то всё выступление собственно именно об этом.


Задним умом я понимаю, почему Иван для обсуждения доклада, никак не использующего данного термина, цепляет тематику авторского права. В сознании большинства представителей академического сектора между понятиями открытость и бесплатность стоит знак равенства. И тема эта больная и очень неоднозначная, поскольку юридическая категория «авторского права» (и «интеллектуальной собственности») относится к реалиям коммерциализации интеллектуальных продуктов. Ну, кто из нас не мечтал о том, что плоды его усилий могут приносить дивиденты. (Я сейчас не говорю о патентах, думаю, у технарей разбор этого вопроса уже давно ведётся по всем положенным понятием). И когда речь идёт о том, чтобы разрешить  открытый доступ к плодам наших бдений или дать им запылиться, большинство из нас начинает мыслить категориями того домашнего питомца имени Лопе де Вега.

По большому счёту, речь идёт о том, как принципы открытости и механизмы краудсорсинга могут быть реализованы в образовательной практике и в повседневной работе преподавателей. Речь идёт не только и не столько о поиске бизнес-моделей для открытых образовательных ресурсов. Ведь открытость и массовое сотрудничество это заход на мобилизацию когнитивного потенциала людей, получающих доступ к открытым ресурсам (контенту и сервисам). И здесь я вспоминаю слова Дафны Коллер в её выступлении на TED. Если я правильно понял ей высказывание, используемые в проекте Coursera ИТ-системы позволяют не только обеспечить синхронное и асинхронное взаимодействие учащихся их доступ к материалам и контроль выполнения заданий, но и собирать массовые данные для анализа процессов обучения и их эффективности. По своему опыту знаю, что собрав обратную связь по результатам курса от стандартной академической группы, можно получить бесценный материал для анализа и улучшения курса. Кто понимает, о чём я говорю, представьте, какие возможности открываются при получении данных от 10 000 студентов.

Речь именно о том, как выстроить работу так, чтобы реализовать возможность превращения самих учащихся «в источник системных инноваций». Я не знаю, как скоро у «академиков» появятся подобные вопросы, но представители сектора корпоративного образования окажутся перед этой дилеммой очень скоро. Во всяком случае, я на это надеюсь.

3 комментария:

  1. Спасибо Владимир! Отличный пост! Согласен с: "И когда речь идёт о том, чтобы разрешить открытый доступ к плодам наших бдений или дать им запылиться, большинство из нас начинает мыслить категориями того домашнего питомца имени Лопе де Вега."

    ОтветитьУдалить
  2. Полностью согласна с тем, что в выступлении много намешано, но от этого оно читается легко и просто и таит в себе много вопросов, тем для обсуждения.

    ОтветитьУдалить
  3. В текучке дел мы забываем о том, что ИКТ можно использовать для разных целей и задач. О многих возможностях сетевого взаимодействия мы знаем, о каких-то догадываемся, но остановиться и подумать о том что же на самом деле стоит поменять в ежедневной рутине, чтобы и студентам стало интересной учиться и самому шагнуть на следующую ступеньку собственного профессионального успеха. Педагог загруженный

    ОтветитьУдалить